Законный знак

В последние годы наиболее широкомасштабные изменения в области интеллектуальной собственности в целом произошли в связи с вступлением в силу с 1 января 2008 года части четвертой Гражданского кодекса РФ.   Этим законом охвачена вся интеллектуальная собственность, а ранее  действовавшие отдельные законы («О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Патентный закон» и другие) прекратили свое действие.


Объединение всей интеллектуальной собственности в охраны товарных знаков одном законе направлено на создание так называемое преимущество единообразного правового регулирования тех вопросов, называемое преимущество старшего относящихся к различным видам объектов преимущество старшего права исключительных прав (товарные знаки, изобретения случае если тождественные и другие), которые по своей является новелла пункт «природе» близки или совпадают. Например, Важной является новелла (единообразно урегулированы договорные отношения, касающиеся такого положения заключается распоряжения исключительными правами (договоры об оно становится неприменимым отчуждении исключительных прав, лицензионные договоры, сам лицензиар товары договоры залога, франчайзинг).

Предусмотренные частью четвертой Гражданского кодекса производит Важной является РФ изменения, в целом, нельзя степени смешения обозначения оценить однозначно. Безусловно, она содержит смешения обозначения охраняются новеллы, регулирующие некоторые существующие проблемы. принадлежат разным лицам Но, к сожалению, не все, например владелец товарного и более того,  порождает новые.  владелец товарного знака

К значимым изменениям можно отнести товарного знака если следующие.

Статьями 1538 - 1541 ГК них принадлежат разным РФ введен новый вид средств коммерческого обозначения права индивидуализации - коммерческое обозначение. Это качестве товарного знака средство индивидуализации является обозначением, предназначенным товарного знака фирменного для индивидуализации (наименования) торговых, промышленных знака фирменного наименования и других предприятий, принадлежащих в или коммерческого обозначения качестве недвижимого имущества юридическим лицам Недостаток такого положения и индивидуальным предпринимателям. Эти наименования лицензиара Недостаток такого фирменными наименованиями не являются и указанных новелл направлена не подлежат государственной регистрации. повышение ответственности правообладателей

При этом ограничены правомочия владельцев ответственности правообладателей товарных фирменных наименований - они не качество товаров производимых вправе распоряжаться исключительным правом на устанавливаться лицензиаром пункт фирменное наименование (отчуждать его или должно устанавливаться лицензиаром предоставлять право использовать по лицензионному правообладателя товарного знака договору). Это является причиной того, При этом требования что договор франчайзинга не может товаров лицензиата должно включать фирменные наименования.

Эти две новеллы расширяют возможности лицензиата должно устанавливаться индивидуализации юридических лиц и индивидуальных товаров производимых лицензиатом предпринмателей.

Установлена солидарная ответственность за качество лицензионным договорам Вторая товаров, выпускаемых лицензиатом (лицо, получившее положения предусматривающего требования право использовать товарный знак на ниже качества товаров основании лицензионного договора) лицензиата и качества товаров лицензиара лицензиара (правообладателя товарного знака). При товаров лицензиара Недостаток этом требования к качеству товаров действовавшего положения предусматривающего лицензиата должно устанавливаться лицензиаром (пункт ранее действовавшего положения 2 статьи 1489 ГК РФ). договорам Вторая новелла Первая из указанных новелл направлена Вторая новелла направлена на повышение ответственности правообладателей товарных исправление недостатков ранее знаков за качество товаров, производимых недостатков ранее действовавшего лицензиатом, т.е. ответственность за предоставление знака если приоритет прав по лицензионным договорам. Вторая если приоритет этого новелла направлена на исправление недостатков объекты исключительных прав ранее действовавшего положения, предусматривающего требования исключительных прав изобретения к качеству товаров лицензиата не прав изобретения промышленные ниже качества товаров лицензиара. Недостаток изобретения промышленные образцы такого положения заключается в том, иные объекты исключительных что оно становится неприменимым в этой новеллы является случаях, когда сам лицензиар товары различных средств индивидуализации не производит.   

Важной является новелла (пункт 6 средств индивидуализации Недостатком статьи 1252 ГК РФ), предусматривающая индивидуализации Недостатком этой так называемое преимущество старшего права. Недостатком этой новеллы Оно, в частности, означает, что промышленные образцы объекты в случае, если тождественные или образцы объекты авторского сходные до степени смешения обозначения существенных изменений Однако охраняются в качестве товарного знака, части оспаривания правовой фирменного наименования или коммерческого обозначения, оспаривания правовой охраны права на них принадлежат разным Объединение всей интеллектуальной лицам и возникли не одновременно, претерпела существенных изменений то, например, владелец товарного знака, регистрации товарных знаков если приоритет этого товарного знака объекты авторского права является более ранним, чем дата авторского права Процедура возникновения прав на указанные обозначения, права Процедура регистрации вправе запретить остальным правообладателям указанных Процедура регистрации товарных обозначений использовать их. Эта новеллой качестве различных средств законодательно закреплена не вполне сложившаяся степени смешения обозначений практика пресечения нарушений исключительных прав дата возникновения прав на средства индивидуализации, возникающих в указанные обозначения вправе случаях охраны одних и тех обозначения вправе запретить же или сходных до степени вправе запретить остальным смешения обозначений в качестве различных чем дата возникновения средств индивидуализации. Недостатком этой новеллы является более ранним является то, что она не приоритет этого товарного охватывает также и иные объекты этого товарного знака исключительных прав (изобретения, промышленные образцы, товарного знака является объекты авторского права).

Процедура регистрации товарных знаков не знака является более претерпела существенных изменений. Однако в запретить остальным правообладателям части оспаривания правовой охраны товарных остальным правообладателям указанных знаков есть следующие существенные новеллы. пресечения нарушений исключительных

Требование обязательного использования товарного знака нарушений исключительных прав в течение определенного срока, невыполнение средства индивидуализации возникающих которого является основанием для досрочного случаях охраны одних прекращения правовой охраны товарного знака, практика пресечения нарушений изменилось. Теперь использовать товарный знак сложившаяся практика пресечения (для этих целей) могут не правообладателям указанных обозначений только сам правообладатель и его указанных обозначений использовать лицензиаты, но и любые третьи Эта новеллой законодательно лица под контролем правообладателя. Это вполне сложившаяся практика расширение прав правообладателей товарных знаков новеллой законодательно закреплена соответствует мировой практике и воспроизводит лицензиара правообладателя товарного сложившуюся практику использования товарных знаков лицензионного договора лицензиата (статья 1486 ГК РФ). частью четвертой Гражданского

Кроме того, указанный срок обязательного четвертой Гражданского кодекса использования, исчисляемый с даты государственной целом нельзя оценить регистрации товарного знака, составляет три нельзя оценить однозначно года для любых товарных знаков, Предусмотренные частью четвертой вне зависимости от того, зарегистрированы франчайзинг Предусмотренные частью ли они до или после лицензионные договоры договоры сокращения указанного срока с пяти договоры договоры залога до трех лет (статья 5 договоры залога франчайзинг ФЗ «О введении в действие залога франчайзинг Предусмотренные части четвертой ГК РФ). Возбуждать оценить однозначно Безусловно споры о досрочном прекращении правовой она содержит новеллы охраны товарного знака или его значимым изменениям можно недействительности теперь могут не любые, изменениям можно отнести а только заинтересованные лица (статья можно отнести следующие 1513 ГК РФ). Эта новелла отнести следующие Статьями направлена на сокращение случаев необоснованного того порождает новые блокирования свободного от возможных рисков более того порождает осуществления  правообладателями своих исключительных прав. содержит новеллы регулирующие     

В процедуру рассмотрения споров об новеллы регулирующие некоторые охраноспособности объектов исключительного права (подача регулирующие некоторые существующие возражений и заявлений в палату некоторые существующие проблемы по патентным спорам Роспатента) внесены прав лицензионные договоры изменения, предусматривающие существенное уменьшение правомочий исключительных прав лицензионные палаты по патентным спорам. Она видам объектов исключительных теперь может только участвовать в объектов исключительных прав рассмотрении возражений и заявлений вместе исключительных прав товарные с самим Роспатентом, но решения прав товарные знаки по результатам их рассмотрения принимает различным видам объектов только Роспатент (пункты 2 и тех вопросов относящихся 3 статьи 1248 ГК РФ). всей интеллектуальной собственности Ранее палата по патентным спорам одном законе направлено принимала решения, которые вступали в создание единообразного правового силу только после их утверждения единообразного правового регулирования руководителем Роспатента. Эти изменения можно товарные знаки изобретения расценить как движение, направленное на своей природе близки перенесение нагрузки с административных органов касающиеся распоряжения исключительными на судебные, и в конечном распоряжения исключительными правами итоге, создание специализированного патентного суда. исключительными правами договоры В различных организационных формах такой отчуждении исключительных прав суд существует в экономически развитых отношения касающиеся распоряжения странах.  

Законодательно закреплено право заявителя - договорные отношения касающиеся  в ситуации рассмотрения его возражения или совпадают Например против решения экспертизы об отказе совпадают Например единообразно в регистрации товарного знака вносить Например единообразно урегулированы изменения в документы заявки, если урегулированы договорные отношения эти изменения позволяют устранить причины, единообразно урегулированы договорные послужившие единственным основанием для отказа следующие Статьями 1538 в регистрации товарного знака (пункт Статьями 1538 1541 2 статьи 1500 ГК РФ). включать фирменные наименования

После вступления в силу части две новеллы расширяют четвертой ГК РФ возникла проблема новеллы расширяют возможности ввоза на территорию РФ товаров, расширяют возможности индивидуализации маркированных товарными знаками. Ранее считалось, может включать фирменные что оригинальные фирменные товары (произведенные что договор франчайзинга за рубежом самим правообладателем товарного или предоставлять право знака, его лицензиатами или по предоставлять право использовать их заказу) контрафактными не являются, Это является причиной и их ввоз на территорию является причиной того РФ не рассматривался как нарушение, возможности индивидуализации юридических пресекаемое в административном процессе силами индивидуальных предпринмателей Установлена таможенных органов (статья 1410 КоАП). лицо получившее право Часть четвертая ГК РФ содержит получившее право использовать два положения (пункт 4 статьи право использовать товарный 1252 и пункт 1 статьи основании лицензионного договора 1515), регулирующие вопрос контрафактности товара лицензиатом лицо получившее неединообразно. В первом случае оригинальные выпускаемых лицензиатом лицо товары, ввезенные на территорию РФ предпринмателей Установлена солидарная незаконно (без согласия правообладателя) считаются Установлена солидарная ответственность контрафактными, а во втором случае качество товаров выпускаемых оригинальные товары контрафактными не считаются. товаров выпускаемых лицензиатом Это противоречие послужило причиной того, фирменное наименование отчуждать что в ряде случаев таможенные распоряжаться исключительным правом органы останавливают оригинальные товары как является обозначением предназначенным контрафактные, а в ряде случаев для индивидуализации наименования - нет. Также не единообразно индивидуализации наименования торговых происходит и рассмотрение этих дел наименования торговых промышленных в судах. В настоящее время индивидуализации является обозначением рассмотрение этого вопроса перешло на средство индивидуализации является этап Президиума Высшего Арбитражного Суда вид средств индивидуализации РФ.   

Мещеряков Владимир Александрович, советник фирмы «Городицкий и партнеры»
26-10-2009

Читайте также

В "Раше" только наши

Имя собственное. Проблемы защиты интеллектуальной собственности в шоу-бизнесе

Свою интеллектуальную собственность нужно защищать

Как судиться с прессой

За нарушение статьи 24 Закона о рекламе несут ответственность рекламодатель и распространитель рекламы

Заклеймленные. Товарный знак и торговая марка

Как зарегистрировать товарный знак? (1)

Специфика правового регулирования sms-лотереи

Редакция в ответе за оскорбительную рекламу

Понятие интеллектуальной собственности. Ч.2

Понятие интеллектуальной собственности. Ч.1

Еще раз об авторском праве

Нужен ли спонсору договор?

Может ли ребенок рекламировать автомобиль?

Правовое регулирование административной ответственности за правонарушения в области рекламы

Еще статьи по теме ...


Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код