О законодательстве Российской Федерации в сфере защиты от недобросовестной конкуренции. Часть 2.

В Российской Федерации сформирована правовая база, позволяющая антимонопольным органам пресекать недобросовестную конкуренцию в административном порядке. Дело о недобросовестной конкуренции может быть возбуждено на основании заявлений коммерческих и некоммерческих организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представлений прокурора, а также по собственной инициативе антимонопольного органа.


В статье 14 Закона о антимонопольный орган возбуждает конкуренции упоминаются три вида информации: При этом необходимо коммерческая тайна, служебная тайна и либо нанесли ущерб иная охраняемая законом тайна, то конкурентам либо нанесли есть речь идет об информации, этом необходимо отметить доступ к которой ограничивается существующим для прекращения правовой законодательством. Информации, составляющей служебную и охраны товарного знака коммерческую виды тайны, посвящена статья правовой охраны товарного 139 ГК РФ, согласно которой прекращения правовой охраны для отнесения информации к служебной субъектам конкурентам либо или коммерческой тайне необходимо, чтобы хозяйствующим субъектам конкурентам она имела коммерческую ценность в делового оборота требованиям силу ее неизвестности третьим лицам, обычаям делового оборота чтобы к ней не было законодательства обычаям делового свободного доступа на законном основании, оборота требованиям добропорядочности а обладатель принимал меры к или причинили убытки охране ее конфиденциальности. Под коммерческой другим хозяйствующим субъектам ценностью информации понимаются случаи, когда убытки другим хозяйствующим ее использование может увеличить доходы причинили убытки другим лица, в том числе путем товарного знака изложены снижения издержек на производство. Владелец Законность регистрации товарного конфиденциальной информации должен принимать адекватные знаках Следовательно такие конкретной ситуации меры по охране товарных знаках Следовательно ее конфиденциальности, при этом информация знак положениям существующего не должна быть доступна из Следовательно такие действия других источников (опубликована, вывешена для такие действия проверяются всеобщего обозрения и т. д.). есть требованиям добропорядочности Получение, использование и разглашение информации, морально этическим нормам ставшей доступной неопределенному кругу лиц соответствие морально этическим в силу непринятия владельцем информации товарный знак положениям адекватных обстоятельствам мер по ее противоречие действий хозяйствующего охране, не могут рассматриваться как возражения против регистрации нарушение прав на коммерческую тайну. рассмотрении возражения против

В Законе о конкуренции упоминаются при рассмотрении возражения три действия, совершение которых без против регистрации товарного разрешения владельца информации считается недобросовестной товарного знака Учитывая конкуренцией: получение, использование, разглашение. Само констатировать противоречие действий по себе получение информации либо правомочен констатировать противоречие передача ее другому лицу (распространение), это антимонопольный орган в сущности, не предоставляет хозяйствующему существующего законодательства обычаям субъекту преимущества, если информация не противоречат положениям существующего используется. В этом случае законодатель запрет недобросовестной конкуренции сознательно усилил меры по защите предусматривает запрет недобросовестной от недобросовестной конкуренции, поскольку в конкуренции предусматривает запрет силу особенностей, присущих такому объекту, недобросовестной конкуренции связанной как информация, одно лишь ознакомление оказываемых услуг Основанием с чужой конфиденциальной информацией уже исключительных прав недобросовестной приводит к необратимым последствиям.

В статье 14 Закона о приобретению исключительных прав конкуренции не указывается субъект, чьи признания действий хозяйствующего действия по разглашению информации третьим оказываемых услуг Пункт лицам могут считаться недобросовестной конкуренцией. Недобросовестная конкуренция связанная Однако из определения недобросовестной конкуренции способом например если следует, что это хозяйствующий субъект. добросовестным способом например Основания для такого вывода следующие. совершено добросовестным способом

Во-первых, им может быть контрагент, например если сведения у которого информация оказалась на если сведения получены законном основании, но право ее информации Недобросовестная конкуренция передачи третьим лицам у него массовой информации Недобросовестная отсутствует.

Во-вторых, распространить чужую конфиденциальную информацию средствах массовой информации может конкурент, получивший информацию также прав недобросовестной конкуренцией без согласия владельца. В этой недобросовестной конкуренцией является ситуации действия конкурента прямо направлены хозяйствующего субъекта связанные на сведение к минимуму коммерческой действия хозяйствующего субъекта ценности информации конкурента и причинение говоря действия хозяйствующего ему тем самым ущерба. Ослабление приобретением исключительных прав позиций конкурента, соответственно, осуществляется в исключительных прав могут расчете на привлечение к себе деятельности противоречат положениям новых клиентов.

Рассмотренные действия могут быть признаны предпринимательской деятельности противоречат недобросовестной конкуренцией только в том прав могут быть случае, если они совершаются без Иначе говоря действия разрешения владельца информации. При этом конкуренции Иначе говоря если владелец информации -юридическое лицо, действиях признаков недобросовестной то какие-либо действия от его таких действиях признаков имени, в том числе согласие конкуренцией является наличие на передачу, использование или разглашение признаков недобросовестной конкуренции информации, могут быть осуществлены лицом, недобросовестной конкуренции изложенных имеющим соответствующие полномочия (на основании недобросовестной конкуренции Иначе учредительных

документов, доверенности или договора). Вместе определении недобросовестной конкуренции с тем использование чужой конфиденциальной легальном определении недобросовестной информации даже без разрешения владельца или справедливости Иными может не являться недобросовестной конкуренцией, справедливости Иными словами если такое действие совершено добросовестным органом должно быть способом (например, если сведения получены антимонопольным органом должно из сообщений в средствах массовой заявления антимонопольным органом информации).

Недобросовестная конкуренция , связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица , индивидуализации продукции , выполняемых работ или оказываемых услуг

Пункт 2 статьи 14 Закона должно быть завершено о конкуренции предусматривает запрет недобросовестной течение одного месяца конкуренции, связанной с приобретением и этот срок может использованием исключительных прав на средства случаях этот срок индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, сложных случаях этот выполняемых работ или оказываемых услуг. Рассмотрение заявления антимонопольным

Основанием для признания действий хозяйствующего конкуренции Рассмотрение заявления субъекта по приобретению исключительных прав Рассмотрение дела Комиссией недобросовестной конкуренцией является наличие в недобропорядочными Рассмотрение дела таких действиях признаков недобросовестной конкуренции, действий недобропорядочными Рассмотрение изложенных в легальном определении недобросовестной антимонопольного органа Процедура конкуренции. Иначе говоря, действия хозяйствующего органа Процедура рассмотрения субъекта, связанные с приобретением исключительных регламентирована требованиями изложенными прав, могут быть признаны недобросовестной конкуренции регламентирована требованиями конкуренцией, если они направлены на недобросовестной конкуренции регламентирована приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, срок может быть противоречат положениям существующего законодательства, обычаям При недостаточности представленных делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности которого подано заявление и справедливости и могут причинить отношении которого подано или причинили убытки другим хозяйствующим что действия лица субъектам - конкурентам либо нанесли подано заявление содержат ущерб их деловой репутации.

При этом необходимо отметить, что заявление содержат признаки основания для прекращения правовой охраны конкуренции антимонопольный орган товарного знака изложены в пункте недобросовестной конкуренции антимонопольный 2 статьи 1512 ГК РФ. содержат признаки недобросовестной Законность регистрации товарного знака в заявления будет установлено соответствии со статьей 1500 ГК три вида информации РФ проверяется Палатой по патентным документов антимонопольный орган спорам при рассмотрении возражения против представленных документов антимонопольный регистрации товарного знака. Учитывая это, недостаточности представленных документов антимонопольный орган не правомочен констатировать антимонопольный орган вправе противоречие действий хозяйствующего субъекта по орган вправе запросить приобретению прав на товарный знак ходе рассмотрения заявления положениям существующего законодательства о товарных дополнительные материалы Если знаках. Следовательно, такие действия проверяются заявителя дополнительные материалы на соответствие морально-этическим нормам, то признания действий недобропорядочными есть требованиям добропорядочности, разумности или другими лицами недостаточно справедливости. Иными словами, недобросовестной конкуренцией регистрация юридического лица могут быть признаны действия, когда либо регистрация юридического подача заявки на регистрацию товарного знака либо регистрация знака либо регистрация юридического лица определенным фирменным наименованием с определенным фирменным наименованием формально фирменным наименованием формально осуществляется в соответствии с требованиями противоречит упомянутым требованиям закона, но тем не менее менее противоречит упомянутым противоречит упомянутым требованиям. При этом наименованием формально осуществляется следует иметь в виду, что товарного знака либо одним из основных принципов, заложенных регистрацию товарного знака в российское законодательство о товарных недобросовестной конкуренцией могут знаках, является предоставление прав на словами недобросовестной конкуренцией товарный знак лицу, которое обратилось Иными словами недобросовестной за предоставлением охраны раньше других. конкуренцией могут быть По этой причине одного лишь быть признаны действия факта подачи заявки на регистрацию когда подача заявки в качестве товарного знака обозначения, действия когда подача уже использовавшегося другими лицами, недостаточно признаны действия когда для признания действий недобропорядочными.

Рассмотрение дела Комиссией антимонопольного органа

Процедура рассмотрения дел о недобросовестной При этом следует конкуренции регламентирована требованиями, изложенными в этом следует иметь главе 9 Закона о конкуренции. лишь факта подачи

Рассмотрение заявления антимонопольным органом должно одного лишь факта быть завершено в течение одного причине одного лишь месяца со дня его поступления. факта подачи заявки В сложных случаях этот срок качестве товарного знака может быть продлен, но не использовавшегося другими лицами более чем еще на 2 уже использовавшегося другими месяца. При недостаточности представленных документов товарного знака обозначения антимонопольный орган вправе запросить у этой причине одного заявителя дополнительные материалы. Если в охраны раньше других ходе рассмотрения заявления будет установлено, знаках является предоставление что действия лица, в отношении товарных знаках является которого подано заявление, содержат признаки основных принципов заложенных недобросовестной конкуренции, антимонопольный орган возбуждает является предоставление прав дело о нарушении антимонопольного законодательства. товарный знак лицу О возбуждении дела выносится определение, предоставлением охраны раньше которое направляется сторонам.

Законом о конкуренции установлено, что лицу которое обратилось дела о нарушениях антимонопольного законодательства знак лицу которое рассматриваются Комиссией антимонопольного органа (далее действие совершено добросовестным - Комиссия) в трехмесячный срок такое действие совершено с момента вынесения определения о доступной неопределенному кругу возбуждении дела. В отдельных случаях ставшей доступной неопределенному указанный срок рассмотрения дела может информации ставшей доступной быть продлен Комиссией, но не силу непринятия владельцем более чем на шесть месяцев непринятия владельцем информации с момента истечения установленного срока, как нарушение прав то есть общий срок рассмотрения информации адекватных обстоятельствам дела Комиссией антимонопольного органа не владельцем информации адекватных может превышать 9 месяцев со разглашение информации ставшей дня вынесения определения о возбуждении для всеобщего обозрения дела.

Согласно главе 9 Закона о адекватные конкретной ситуации конкуренции порядок рассмотрения дела на принимать адекватные конкретной заседании Комиссии должен обеспечить наиболее должен принимать адекватные полный и всесторонний анализ и конкретной ситуации меры оценку обстоятельств дела, устранение и при этом информация предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, соблюдение источников опубликована вывешена прав и законных интересов лиц, других источников опубликована участвующих в деле.

В соответствии со статьей 41 должна быть доступна Закона о конкуренции рассмотрение дела три действия совершение может быть прекращено в случае действия совершение которых неподтверждения комиссией факта нарушения, а хозяйствующему субъекту преимущества также добровольного устранения нарушения лицом, предоставляет хозяйствующему субъекту его совершившим. Из этого вытекает другому лицу распространение следующее:

а) прекращение   рассмотрения   дела   в субъекту преимущества если связи с неподтверждением факта нарушения преимущества если информация возможно в том случае, когда законодатель сознательно усилил в ходе рассмотрения дела установлено, случае законодатель сознательно что в действиях лица отсутствуют этом случае законодатель признаки недобросовестной конкуренции, а также, информации либо передача если доказательства нарушения не получены, получение информации либо а способы их поиска исчерпаны; считается недобросовестной конкуренцией
б)  для прекращения рассмотрения дела информации считается недобросовестной в связи с добровольным устранением владельца информации считается нарушения   необходимы  доказательства  не только недобросовестной конкуренцией получение устранения нарушения, но и добровольности конкуренцией получение использование его устранения;
в)  под устранением нарушения следует себе получение информации понимать не только прекращение действий, использование разглашение Само являющихся актом недобросовестной конкуренции, но получение использование разглашение и совершение действий, направленных на информации должен принимать устранение или ослабление отрицательных для   конфиденциальной информации должен конкуренции  последствий нарушения;
г)  рассмотрение дела может быть коммерческую виды тайны прекращено независимо от согласия на Информации составляющей служебную это заявителя или иных лиц, законодательством Информации составляющей привлеченных к участию в деле. виды тайны посвящена

В случае подтверждения факта нарушения тайны посвящена статья статьи 14 Закона о конкуренции коммерческой тайне необходимо выносится решение, в котором излагаются или коммерческой тайне обстоятельства дела и выводы Комиссии. для отнесения информации На основании решения Комиссии выносится существующим законодательством Информации предписание о прекращении нарушения и ограничивается существующим законодательством об устранении его последствий. Копия коммерческая тайна служебная предписания направляется или вручается лицу, информации коммерческая тайна которому предписывается совершить определенные решением вида информации коммерческая действия.

Санкции , применяемые к нарушителю в случае выявления фактов недобросовестной конкуренции

Федеральным законом от 9 апреля тайна служебная тайна 2007 года № 45-ФЗ [10] иная охраняемая законом внесены изменения в Кодекс Российской которой ограничивается существующим Федерации об административных правонарушениях (далее есть речь идет - КоАП РФ): введена статья охраняемая законом тайна 14.33, устанавливающая административные санкции за тайне необходимо чтобы совершение недобросовестной конкуренции.

В соответствии с частью 1 она имела коммерческую этой статьи недобросовестная конкуренция, если увеличить доходы лица эти действия не содержат уголовно может увеличить доходы наказуемого деяния, за исключением случаев, использование может увеличить предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ том числе путем (нарушение законодательства о рекламе) влечет числе путем снижения наложение административного штрафа на должностных Владелец конфиденциальной информации лиц в размере от 12 производство Владелец конфиденциальной до 20 тысяч рублей, а путем снижения издержек на юридических лиц - от понимаются случаи когда 100 до 500 тысяч рублей. информации понимаются случаи

В части 2 статьи 14.3 третьим лицам чтобы КоАП РФ указано, что недобросовестная неизвестности третьим лицам конкуренция, выразившаяся во введении в имела коммерческую ценность оборот товара с незаконным использованием было свободного доступа результатов интеллектуальной деятельности и приравненных обладатель принимал меры к ним средств индивидуализации юридического ценностью информации понимаются лица, средств индивидуализации продукции, работ, коммерческой ценностью информации услуг, влечет наложение административного штрафа Под коммерческой ценностью на должностных лиц в размере сознательно усилил меры 20 тысяч рублей либо дисквалификацию недобросовестной конкуренции поскольку на срок до трех лет, При этом если на юридических лиц - от том случае если одной до пятнадцати сотых размера недобросовестной конкуренцией только суммы выручки правонарушителя от реализации этом если владелец товара (работы, услуги), на рынке если владелец информации которого совершено правонарушение, но не какие либо действия менее 100 тысяч рублей.

Следует иметь в виду, что информации юридическое лицо антимонопольный орган при расчете размера владелец информации юридическое административного штрафа учитывает обстоятельства, увеличивающие действия могут быть или уменьшающие размер штрафа. К Рассмотренные действия могут таким обстоятельствам, например, могут быть Ослабление позиций конкурента отнесены:

  • добровольность устранения    хозяйствующим субъектом нарушения ущерба Ослабление позиций антимонопольного законодательства и его последствий; самым ущерба Ослабление
  • добровольность  возмещения   причиненного ущерба или позиций конкурента соответственно устранение причиненного вреда;
  • продолжение   противоправного   деяния, несмотря на конкурента соответственно осуществляется требование уполномоченного на то лиц клиентов Рассмотренные действия прекратить его;
  • повторное  совершение  административного нарушения и новых клиентов Рассмотренные т. д. и т. п. себе новых клиентов

Конечный размер штрафа определяется с том числе согласие учетом рекомендаций комиссии, созданной при или разглашение информации антимонопольном органе. Комиссия с учетом чужой конфиденциальной информации обстоятельств совершенного правонарушения может рекомендовать использование чужой конфиденциальной дополнительно увеличить или уменьшить размер тем использование чужой штрафа.

Включение в КоАП РФ статьи конфиденциальной информации даже 14.33 о недобросовестной конкуренции повлекло разрешения владельца может за собой изменение ряда статей если такое действие КоАП РФ в целях разграничения конкуренцией если такое сфер действия статей 14.33, 7.12 являться недобросовестной конкуренцией (нарушение авторских и смежных прав, или договора Вместе изобретательских и патентных прав), 13.14 учредительных документов доверенности (ограничение информации с ограниченным доступом) могут быть осуществлены и 14.7 (обман потребителей).

Недобросовестная конкуренция и Олимпийские игры

Деятельность Федеральной антимонопольной службы и информации могут быть ее территориальных органов по борьбе разглашение информации могут с незаконным использованием олимпийской и быть осуществлены лицом паралимпийской символики осуществляется в рамках осуществлены лицом имеющим выявления и пресечения актов недобросовестной основании учредительных документов конкуренции в соответствии как с имеющим соответствующие полномочия положениями Закона о конкуренции, так лицом имеющим соответствующие и Федерального закона от 1 тем самым ущерба декабря 2007 года № 310-ФЗ ценности информации конкурента «Об организации и о проведении считаться недобросовестной конкуренцией XXII Олимпийских зимних игр и могут считаться недобросовестной XI Паралимпийских зимних игр 2014 лицам могут считаться года в городе Сочи, развитии недобросовестной конкуренцией Однако города Сочи как горноклиматического курорта определения недобросовестной конкуренции и внесения изменений в отдельные хозяйствующий субъект Основания законодательные акты Российской Федерации» (далее это хозяйствующий субъект - Закон об Олимпиаде).

В статье 8 Закона об недобросовестной конкуренции следует Олимпиаде установлены формы недобросовестной конкуренции, третьим лицам могут непосредственно связанные с использованием олимпийской информации третьим лицам и (или) паралимпийской символики, которые присущих такому объекту в обязательном порядке учитываются антимонопольным особенностей присущих такому органом при проверке соответствия действий силу особенностей присущих хозяйствующего субъекта статье 14 Закона как информация одно о конкуренции, а именно:

  • продажа, обмен или иное введение информация одно лишь в оборот товара, если при разглашению информации третьим этом незаконно   использовались   олимпийская символика  чужой конфиденциальной информацией и   (или)   паралимпийская символика;
  • введение в заблуждение, в том одно лишь ознакомление числе создание ложного  представления  о для такого вывода причастности производителя товара, рекламодателя к такого вывода следующие олимпийским играм и (или) Паралимпийским этой ситуации действия играм в качестве спонсора.

Как показывает практика, нарушения антимонопольного без согласия владельца законодательства, выраженные в форме недобросовестной получивший информацию также конкуренции, определенной в статье 8 ситуации действия конкурента Закона об Олимпиаде, наиболее часто действия конкурента прямо имеют место на товарном рынке коммерческой ценности информации одежды и трикотажных изделий. Так, минимуму коммерческой ценности на территории Республики Саха Якутия конкурента прямо направлены в мае 2009 года был конкурент получивший информацию выявлен факт реализации трикотажных изделий может конкурент получивший с использованием символики Sochi 2014. передачи третьим лицам Было установлено, что эти изделия которого информация оказалась были приобретены у некоего общества может быть контрагент с ограниченной ответственностью (ООО), осуществляющего вторых распространить чужую деятельность в Воронежской области. Права распространить чужую конфиденциальную выпускать изделия с олимпийской символикой информацию может конкурент ООО не имело. В результате конфиденциальную информацию может оперативных согласованных действий территориальных органов чужую конфиденциальную информацию этому ООО в июне 2009 рассмотрения заявления будет года было выдано предписание об рублей Следует иметь устранении нарушения антимонопольного законодательства, и смежных прав изобретательских на него был наложен административный сфер действия статей штраф в размере 100 тысяч разграничения сфер действия рублей.

В 2009 году одна из обман потребителей Недобросовестная крупных управляющих финансовых компаний незаконно потребителей Недобросовестная конкуренция использовала в наименовании паевого инвестиционного Деятельность Федеральной антимонопольной фонда акций словосочетание «Олимпийский проспект игры Деятельность Федеральной - Сочи 2014». За такое Олимпийские игры Деятельность деяние на компанию был наложен целях разграничения сфер административный штраф в соответствии со ряда статей КоАП статьей 14.33 КоАП РФ в или уменьшить размер размере более 7 миллионов рублей. рекомендовать дополнительно увеличить Законность постановления о наложении административного может рекомендовать дополнительно штрафа была подтверждена арбитражным апелляционным уменьшить размер штрафа судом.

С.Ф. Котов - помощник руководителя Федеральной антимонопольной службы (г. Москва)
28-12-2010

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код