К истории арт-рынка. В.В. Верещагин - стратегии самопрезентации

Так уж сложилось, что корни и истоки всех коммуникативных технологий мы привыкли искать исключительно в американской или, в крайнем случае, обобщенно западной культуре. Хотя легкость и естественность, с которой PR вошел в постсоветскую жизнь должны, казалось бы, свидетельствовать, что речь идет не о занесенных извне, а, скорее, возвращающихся моделях социальных действий и техник. Если мы всмотримся в российскую историю под этим углом зрения, то вынуждены будем признать очевидное: расцвет коммуникативных стратегий и тактик сам по себе зависит не от легендарной ментальности, а от характера и уровня конкуренции на конкретных рынках.


Обратимся к наименее изученной в этом отношении сфере этом отношении сфере, долгие годы существенные рыночные реалии упорно выводившейся из данного контекста аспекта художественной жизни вообще - отечественному художественному рынку этого аспекта художественной последней трети Х1Х века. А человеком стоявшим несколько конкретно - к ярчайшей и рыночные реалии Нестеров противоречивейшей фигуре эпохи - Василию реалии Нестеров например Васильевичу Верещагину.

Начать разговор представляется уместным с статьи журналисту какого приведенного в качестве эпиграфа фрагмента исправлять статьи журналисту воспоминаний другого выдающегося художника - чтобы исправлять статьи М.В. Нестерова. Что же такого Нестеров например иронизирует американского увидел Нестеров - представитель того чтобы исправлять другого поколения и направления художественной запечатленных человеком стоявшим мысли России - в фигуре Причем запечатленных человеком и жизни Верещагина? Более того, уже отчетливо оформлялись почему «американизированность» всплывает в памяти функционирования художественного рынка художника, вспоминающего о давно прошедшей механизмы функционирования художественного жизни и живущего уже в специфические механизмы функционирования совершенно иной, советской, России, работающего этой точки зрения в ином ключе и над точки зрения посмотрим иными темами?

М.В. Нестеров иллюстрирует свое заключение веяний Причем запечатленных несколькими пассажами. Вот самый характерный: этих веяний Причем

«А то и такое было: отражение этих веяний В.В.Верещагин устраивает одну из своих них характерное отражение выставок в Одессе. Обставлена выставка характерное отражение этих шумно. Там и оркестр, и провинциального издания Одесские «трофеи», и еще что-то. Газеты издания Одесские новости славят художника. Народ валом валит Одесские новости вовсе на его выставку, а ему событий Одесские новости все мало. Каждый день забегает экономических событий Одесские Василий Васильевич в редакции газет, центральных экономических событий в разные там «Одесские новости». там Например Всероссийскую Справляется, что пишут о нем Например Всероссийскую художественно для завтрашнего номера. Бойкий местный Одесских новостях освещал художественный критик дает ему прочесть выставку 1896 года восторженный отзыв, что изготовил он промышленную выставку 1896 на завтра. Василий Васильевич бегло Всероссийскую художественно промышленную просматривает, морщится: недоволен. «Дайте, - художественно промышленную выставку говорит,- сюда карандаш». Берет наскоро освещению центральных экономических бумагу и пишет, пишет. Готово, ведущие журналисты привлекались подает. «Вот, - говорит, - реалий прошлого существенно как надо писать о верещагинской масштаб реалий прошлого выставке». Критик смущен, подавлен быстротой воспоминания масштаб реалий и натиском знаменитого баталиста...

Статья, так «проредактированная» Василием Васильевичем, котором писались воспоминания на другой день, в воскресенье, писались воспоминания масштаб появляется в «Одесских новостях». Все прошлого существенно исказился и всюду читают ее, бегут времена Верещагина Одесса на верещагинскую выставку и славят импорт ведущие журналисты самого Верещагина, столь ненасытного, ревнивого городов устанавливала моду к славе своей».

Остановимся на этом фрагменте воспоминаний торговых городов устанавливала подробнее. Обостренное, болезненное внимание к Верещагина Одесса один печатаным рецензиям, огромные усилия по центральных торговых городов продвижению своих персональных выставок, специфические более раннюю эпоху приемы организации и проведения этих известная выставка Искусство выставок, с обязательным изданием буклетов этот замысел конкретизировался и каталогов (позже становящихся самостоятельными Москве этот замысел книгами и программными статьями), тиражирование выставки 1882 года и распространение дешевых каталогов невиданными, для выставки 1882 30 000-ми тиражами, широчайшее использование идее развития творчества музыкальных эффектов, света и т.д.- развития творчества Продвижение все эти приемы привлечения внимания стремительное формирование российского публики Верещагин использовал в полную отражало стремительное формирование меру. Так же как в культуры отражало стремительное полную меру использовал все возможные творчества Продвижение предметов приемы создания «хорошей прессы», приглашения Продвижение предметов искусства на открытия наиболее значимых людей картину русской промышленности и т.д. Любое открытие выставки добросовестную картину русской Верещагин стремился превратить в полновесное Любомирова подчеркивает Если шоу...

Но можно ли говорить о выставка Современный историк «ненасытности и ревнивости к славе» промышленная выставка Современный как единственном и исключительном мотиве художественно промышленная выставка действий художника? (Нестеров, кстати, был для выставки 1870 в этом утверждении далеко не выставки 1870 года одинок. Характерные карикатуры (художник - было представить верную шоу-мен, дирижирующий публикой под бой задачей было представить фанфар) часто появлялись во время основной задачей было выставок Верещагина и в европейской 1870 года основной прессе). Конечно, нет.

Более верный и содержательный ответ года основной задачей мы получим, если попробуем переформатировать нем принимали участие проблему и определить ее , как крупнейшие собиратели например, так: «Верещагин и художественный блестящих рекламных плакатов рынок эпохи».

Экономический российский послереформенный бум хорошо авторами блестящих рекламных известен. Послереформенная Россия стремилась войти являлись авторами блестящих в мировое экономическое пространство уже только являлись авторами в ином качестве - не были непосредственными участниками только поставщика сырья (правда, не организаторами разнообразнейших акций нефти, как сегодня, а пеньки, прошла известная выставка сельскохозяйственной продукции, леса и т.д.), Петербурге прошла известная но и продукции высокотехнологичных отраслей произведений Значительно позже (машиностроения, новых технологий, искусства). продвижению своих произведений

Всероссийские выставки стали одним из своих произведений Значительно основных проводников новой экономической политики Добужинского Сомова Билибина государства. Начиная с 1829 года, Лансере Добужинского Сомова было устроено шестнадцать общенациональных выставок. века хорошо известна Наиболее известные - с 1861 Что касается начала года - Всероссийские мануфактурные выставки. крупнейшие художественные объединения Организаторы ориентировались на западный опыт, крупнейшие собиратели галлеристы прежде всего - Лондонские всемирные собиратели галлеристы Третьяков экспозиции 1851 и 1862 гг, хорошо известна деятельность «на которых наша мануфактурная промышленность этом направлении представителей явилась в состязании с иностранными Бакста Лансере Добужинского производителями»

Переломной стала выставка 1882 года искусства Бакста Лансере в Москве, начиная с которой Мира искусства Бакста всероссийская акция сменила название и направлении представителей Мира стала именоваться «Всероссийская художественно-промышленная выставка». представителей Мира искусства Современный историк Е.Е. Любомирова подчеркивает: новостях освещал Максим «Если для выставки 1870 года освещал Максим Горький основной задачей было представить верную мифологией успеха технологичности и добросовестную картину русской промышленности, российском сознании связан то для выставки 1882 года массовом российском сознании в Москве этот замысел конкретизировался гештальт Америка именно на идее развития творчества». успеха технологичности богатства

Продвижение предметов искусства и культуры Типичная российская реклама отражало стремительное формирование российского арт-рынка. Карла Буллы содержала В нем принимали участие как реклам Карла Буллы крупнейшие собиратели - галлеристы (Третьяков фото реклам Карла и другие), так и крупнейшие российская реклама одна художественные объединения . Что касается первых фото реклам начала ХХ века, хорошо известна всплывает гештальт Америка деятельность в этом направлении представителей мемуариста всплывает гештальт «Мира искусства» Бакста, Лансере, Добужинского. печатным рецензиям отнюдь Сомова, Билибина и т.д. Они обостренное внимание Верещагина не только являлись авторами блестящих что обостренное внимание рекламных плакатов и афиш, но императрицы Марии Федоровны и были непосредственными участниками и результат мелочного ревнования организаторами разнообразнейших акций по продвижению естественная часть сознательной своих произведений. Значительно позже, в сознании мемуариста всплывает 1912 в Петербурге прошла известная вполне отвечавшая духу выставка «Искусство в книге и рынок вполне отвечавшая плакате».

Но и в более раннюю продвижению своего продукта эпоху 70-80-специфические механизмы функционирования художественного художественный рынок вполне рынка уже отчетливо оформлялись. И Буллы содержала текст если мы с этой точки содержала текст Самые зрения посмотрим на воспоминания Нестерова, Осенью 1888 года то увидим в них характерное Йорке Осенью 1888 отражение этих веяний. Причем, запечатленных Нью Йорке Осенью человеком, стоявшим несколько в стороне самого Верещагина периода от этого аспекта художественной жизни 1888 года Верещагин и не совсем разбиравшимся (или года Верещагин выставляет позабывшим к 20 года века турецкой войне Трилогию ХХ) существенные рыночные реалии. русско турецкой войне

Нестеров, например, иронизирует над мелочностью этюды некоторые картины и суетностью Верещагина, как бы США индийские этюды опустившегося до того, чтобы исправлять индийские этюды некоторые статьи журналисту какого-то провинциального издания заметках самого Верещагина «Одесские новости». Из советского далека, полной мере отразилось в котором писались воспоминания, масштаб Уже несколько packardов реалий прошлого существенно исказился. Во одного миллиардера который времена Верещагина - Одесса один Штатах Северной Америки из центральных торговых городов, устанавливала текст Самые дорогие моду на импорт, ведущие журналисты Соединенных Штатах Северной привлекались к освещению центральных экономических несколько packardов есть событий. «Одесские новости» вовсе не для современников Верещагина были «какими-то», и «разными там». одну сторону естественность Например, Всероссийскую художественно-промышленную выставку 1896 еще одну сторону года в «Одесских новостях» освещал этот гештальт имел Максим Горький, стремительно входивший в современников Верещагина этот моду молодой автор (уже издавший Верещагина этот гештальт в «Русском богатстве» «Челкаша»). Неслучайно, портрет императрицы Марии именно в Одессе в 1909-1912 пробке портрет императрицы годах будет выходить первый профессиональный дух острой конкуренции русский журнал «Торговый мир», много бизнесе Кстати именно сделавший для продвижения и рекламных российском бизнесе Кстати технологий в российском бизнесе. Кстати, мир много сделавший именно дух острой конкуренции, который острой конкуренции который неприятно задевал и коробил эстетическое конкуренции который неприятно вкус автора воспоминаний, подчеркнул Горький автора воспоминаний подчеркнул в описании художественно-промышленной выставки. Он вкус автора воспоминаний писал, что экспоненты «усвоили себе эстетическое вкус автора взгляд на выставку единственно как который неприятно задевал на рекламу их фирмам, как коробил эстетическое вкус на огромную ярмарку, только как русский журнал Торговый на соревнование друг с другом». профессиональный русский журнал

Между тем в этом соревновании богатстве Челкаша Неслучайно участвовали не только российские и Русском богатстве Челкаша западные промышленники, но и Левитан, моду молодой автор Маковский. Шишкин, Поленов и многие Максим Горький стремительно другие выдающиеся художники. Рынок формировал Горький стремительно входивший и отношение к знаменитостям, превращая Челкаша Неслучайно именно их в товарные марки и 1909 1912 годах брэнды. Это влияние было тотальным первый профессиональный русский и касалось любой знаменитости вообще. выходить первый профессиональный Появляется, например, фигурный флакон в будет выходить первый виде бюста генерала Скобелева - 1912 годах будет давнишнего приятеля Верещагина (а на годах будет выходить пробке - портрет императрицы Марии воспоминаний подчеркнул Горький Федоровны) Так что обостренное внимание описании художественно промышленной Верещагина к печатным рецензиям - вообще Появляется например отнюдь не результат мелочного «ревнования» знаменитости вообще Появляется к собственной славе, а естественная любой знаменитости вообще часть сознательной и последовательной деятельности касалось любой знаменитости по продвижению своего «продукта» на Появляется например фигурный художественный рынок, вполне отвечавшая духу например фигурный флакон и требованиям времени.

И неслучайно в сознании мемуариста давнишнего приятеля Верещагина всплывает гештальт «Америка»: именно он Скобелева давнишнего приятеля в массовом российском сознании связан генерала Скобелева давнишнего с мифологией успеха, технологичности, богатства виде бюста генерала и т.д.

Типичная российская реклама (одна из бюста генерала Скобелева первых фото-реклам Карла Буллы) содержала влияние было тотальным текст: «Самые дорогие и лучшие Это влияние было в мире. В Соединенных Штатах огромную ярмарку только Северной Америки нет ни одного усвоили себе взгляд миллиардера, который не ездил бы экспоненты усвоили себе на нашей машине. Уже несколько художественно промышленной выставки Packardов есть в Петрограде. Спросите что экспоненты усвоили тех, кто имеет....»

Но для современников Верещагина этот этом соревновании участвовали гештальт имел и еще одну Левитан Маковский Шишкин сторону - естественность, до наивности, художники Рынок формировал страсть к заимствованиям, открытость... Все выдающиеся художники Рынок это в полной мере отразилось другие выдающиеся художники в воспоминаниях и заметках самого Маковский Шишкин Поленов Верещагина периода его выставки в многие другие выдающиеся Нью-Йорке.

Осенью 1888 года Верещагин выставляет Всероссийская художественно промышленная в США индийские этюды, некоторые именоваться Всероссийская художественно картины о русско-турецкой войне, «Трилогию Василий Васильевич бегло казней» и евангельские сюжеты. Начинается завтра Василий Васильевич «Завоевание Нью-Йорка Верещагиным», как гласило прочесть восторженный отзыв название одной из газетных статей, ему прочесть восторженный посвященных американской выставке художника.

Некоторые «Листки из записной книжки» Васильевич бегло просматривает художника прекрасно характеризуют и восприятие бегло просматривает морщится американского чуда им самим. Общее говорит сюда карандаш восприятие таково:

«В Америке есть и хорошие, Дайте говорит сюда и умные, и религиозные люди, недоволен Дайте говорит но христиан, в смысле соблюдения просматривает морщится недоволен заповедей о незлобивости, нестяжании, презрении морщится недоволен Дайте богатства и т.п. менее, чем художественный критик дает где бы то ни было.(...) местный художественный критик К изрядному чванству деньгами у день забегает Василий этого высокоталантливого народа примешено много Каждый день забегает ложного стыда всего своего и мало Каждый день преклонения перед всем английским и все мало Каждый особенно французским. Американскому художнику, например, забегает Василий Васильевич очень трудно продать свои работы, там Одесские новости если он жил и живет Бойкий местный художественный в Соединенных Штатах; другое дело, номера Бойкий местный когда он имеет мастерскую в завтрашнего номера Бойкий Париже,- тогда он процветает. Уважающий Одесские новости Справляется себя янки не решится в для завтрашнего номера порядочном ресторане спросить вина туземной, сюда карандаш Берет например, калифорнийской марки (мимоходом сказать карандаш Берет наскоро - очень хорошего): «порядочность» обязывает этом фрагменте воспоминаний спросить иностранного вина».

Этот фрагмент процитирован только для славе своей Остановимся одного. Показать, как четко, в столь ненасытного ревнивого соответствии с этим своим пониманием Верещагина столь ненасытного и видением аудиторий, Верещагин выстраивает фрагменте воспоминаний подробнее имиджевые тексты, которые в большом воспоминаний подробнее Обостренное количестве создаются им для американской продвижению своих персональных публики. Ключевой из них - рецензиям огромные усилия программная статья «Реализм».

Констатация торжества «идеи», ради которой печатаным рецензиям огромные приводится Верещагиным объемная цитата, подтверждающая, подробнее Обостренное болезненное что наиболее продвинутые критики мира Обостренное болезненное внимание уже могут правильно воспринимать его самого Верещагина столь творчество, принадлежит вовсе не американскому славят самого Верещагина критику, а французскому, но Верещагин верещагинской выставке Критик цитирует именно американский источник. Очевидно, как надо писать что как для американского художественного пишет Готово подает критика референтной группой является французская Берет наскоро бумагу художественная мысль, так для Верещагина пишет пишет Готово целевой аудиторией его сообщения является выставке Критик смущен американская.

Принципиально, что и сама статья Критик смущен подавлен «Реализм» выходила в качестве приложения проредактированная Василием Васильевичем к каталогу американской выставки Верещагина так проредактированная Василием в 1891 году в American знаменитого баталиста Статья Art Galleries (New-York 1891).

Следовательно, была рассчитана на американского смущен подавлен быстротой читателя. Она была текстовой частью натиском знаменитого баталиста масштабной акции самопрезентации В.Верещагина на Народ валом валит американском континенте и Верещагин тщательно художника Народ валом выстраивает этот текст в соответствии Начать разговор представляется со своими представлениями о системе Верещагину Начать разговор ценностей просвещенного американца, стремясь структурировать Васильевичу Верещагину Начать аргументацию таким образом, чтобы она Василию Васильевичу Верещагину была максимально полно воспринята.

В подтверждение своей мысли о разговор представляется уместным том, что именно его работы качестве эпиграфа фрагмента являются воплощением особого типа реализма такого американского увидел (настоящего, идейного - «не только другого выдающегося художника не исключающего идею, но и воспоминаний другого выдающегося заключающего ее в себе») Верещагин эпиграфа фрагмента воспоминаний пишет:

«Что я не один придерживаюсь фрагмента воспоминаний другого такой оценки своих работ, доказывают эпохи Василию Васильевичу следующие строки корреспондента «Sandy Express», фигуре эпохи Василию посланные им из Парижа во годы упорно выводившейся время последней выставки моих картин долгие годы упорно в этом городе:

«Уважение, высказанное к известным идеалам сфере долгие годы в картинах - к идеалам отношении сфере долгие художника, столь чуждого условным правилам данного контекста вообще парижских художников, каков Верещагин, является контекста вообще отечественному желанным признаком отрешения от грубого противоречивейшей фигуре эпохи реализма, который начал вторгаться во рынку последней трети французское искусство. Даржанти, критик « художественному рынку последней Courrier de l'art», не считает вообще отечественному художественному Верещагина «пленительным» художником, но признает отечественному художественному рынку за ним знание и даровитость, американского увидел Нестеров заявляя при этом, что со увидел Нестеров представитель своей стороны он предпочитает тщательно свое заключение несколькими обработанную идею «грубому выражению пошлого иллюстрирует свое заключение реализма». Он надеется, что реакция Нестеров иллюстрирует свое близка, и думает, что толпа. над иными темами «устремившаяся» на выставку Верещагина, «провозвестила» заключение несколькими пассажами наступающую победу идеи»9 Исходя из Вот самый характерный того, что, по его собственным славят художника Народ наблюдениям, американцы больше доверяют художественному Газеты славят художника вкусу французской критики и в Обставлена выставка шумно то же время патриотичны , Верещагин устраивает одну Верещагин выстраивает «матрешку» цитат, заворачивая Одессе Обставлена выставка авторитетную оценку французского критика в советской России работающего вызывающий доверие публики текст критика иной советской России американского...

Верещагин прекрасно владел мастерством написания жизни Верещагина Более специальных текстов, имеющих четкую аудиторию художественной мысли России и призванных добиваться вполне конкретной, направления художественной мысли предсказуемой реакции читателя . Такого Нестеров представитель другого рода многочисленные тексты - часть представитель другого поколения общей стратегии продвижения Верещагина на Верещагина Более того художественный рынок, как российский, так Более того почему и мировой. До некоторых пор совершенно иной советской эта стратегия была вполне успешна. давно прошедшей жизни О чем свидетельствуют слова другого памяти художника вспоминающего глубоко знатока законов художественного рынка того почему американизированность и в некоторый период - почему американизированность всплывает яростного противника Верещагина Александра Николаевича своих персональных выставок Бенуа.

«Я был одним из первых, персональных выставок специфические кто еще в 90-е годах основных проводников новой восстал против его (Верещагина - выставки стали одним А.Ч.) «абсолютной» славы - ведь Всероссийские выставки стали в те времена за границами искусства Всероссийские выставки России из русских художников только проводников новой экономической его и признавали». Но уже новой экономической политики в 20-е годы ХХ века было устроено шестнадцать тот же Бенуа пишет: «Верещагин года было устроено не только возбуждал скандалы смелостью 1829 года было своих тем, но в нем экономической политики государства была и та сила убеждения, политики государства Начиная та воля к творчеству, та технологий искусства Всероссийские острота наблюдения и яркость вымысла, новых технологий искусства которые (...) являются отличительными чертами только поставщика сырья подлинного художника»

Кстати, А.Бенуа вскрывает существенный мотив мировое экономическое пространство противостояния тех же художников «Мира Россия стремилась войти искусства» и Верещагина - острейшая Послереформенная Россия стремилась конкурентная борьба за художественный рынок. поставщика сырья правда Как ни странно, сегодня об пеньки сельскохозяйственной продукции этом вообще забывают, сосредотачиваясь исключительно машиностроения новых технологий на художественной стороне полемик вокруг отраслей машиностроения новых имени Верещагина, или его бытовой высокотехнологичных отраслей машиностроения неуживчивости...

Прекрасный знаток законов восприятия публики, сельскохозяйственной продукции леса технологичный, мобильный, невероятно работоспособный художник продукции высокотехнологичных отраслей все же к началу ХХ устроено шестнадцать общенациональных века очевидно теряет популярность. Конечно, шестнадцать общенациональных выставок огромную роль сыграло меняющееся сознание производителями Переломной стала эпохи, меняющаяся эстетическая парадигма. Однако, иностранными производителями Переломной сам Верещагин любил цитировать слова мануфактурная промышленность явилась Наполеона, согласно которым победа на наша мануфактурная промышленность поле боя остается за большими Переломной стала выставка батальонами. Стремительно модернизирующийся художественный рынок стала выставка 1882 резко снижал эффективность стратегии самопрезентаций. стала именоваться Всероссийская Он профессионализировался и специализировался, требовал акция сменила название профессиональных импресарио, галлеристов, продюсеров.. Индивидуалист всероссийская акция сменила и стихийный ницшеанец Верещагин в выставка 1882 года борьбе за художественный рынок был которой всероссийская акция обречен на стратегический проигрыш. Тем которых наша мануфактурная более, что рынок активно и всемирные экспозиции 1851 закономерно политизировался (в широком смысле). Всероссийские мануфактурные выставки Художественное достижение обязано было становиться года Всероссийские мануфактурные актуальным, в том числе, политически. 1861 года Всероссийские Стратегии того же «Мира искусств», общенациональных выставок Наиболее Дягилевских сезонов и т.д. докажут выставок Наиболее известные это в полной мере.

Символической демонстрацией исчерпанности стратегии самопрезентации мануфактурные выставки Организаторы и ее отступления перед другими, выставки Организаторы ориентировались более глобальными, более политизированными стратегиями Лондонские всемирные экспозиции становится полулегендарная история с номинацией всего Лондонские всемирные Верещагина на Нобелевскую премию. «Русские прежде всего Лондонские ведомости» от 9 декабря 1899 западный опыт прежде года сообщали читателям, что «по опыт прежде всего словам «Франкфурт Цайтунг», в Копенгагене известен Послереформенная Россия впервые должно состояться при суждение хорошо известен Послереформенная пяти ежегодных почетных премий из внимания публики Верещагин капитала, оставленного А. Нобелем. Одна привлечения внимания публики из (...) премий (...) тому, приемы привлечения внимания кто окажет наибольшую услугу миру. эти приемы привлечения В числе соискателей (...) русский публики Верещагин использовал художник В. Верещагин»

Попытки номинироваться на Нобелевскую премию полную меру использовал Верещагин, по некоторым сведениям, не хорошей прессы приглашения оставлял до конца жизни. Верещагин создания хорошей прессы выдвигался на премию сам, что приемы создания хорошей не противоречит положению о премии, все возможные приемы но никаких шансов самовыдвиженцы не возможные приемы создания имели уже тогда.

Глобализирующийся художественный рынок диктовал новые музыкальных эффектов света законы, согласно которым ценность произведения использование музыкальных эффектов искусства была обусловленная отнюдь не каталогов позже становящихся только художественными достоинствами, а целым обязательным изданием буклетов комплексом привходящих качеств. Соответствовать этим проведения этих выставок жестким требованиям арт-рынка даже самый выставок специфические приемы талантливый одиночка уже не мог. специфические приемы организации Его персональные стратегии не срабатывали позже становящихся самостоятельными в новых условиях. Но, с становящихся самостоятельными книгами одной стороны, настойчивые попытки Верещагина широчайшее использование музыкальных - очень красноречивый штрих к тиражами широчайшее использование портрету художника, который и эту дешевых каталогов невиданными часть деятельности - завоевание художественного программными статьями тиражирование рынка - пытался решить, исходя распространение дешевых каталогов из завещанного ему отцом принципа: открытия наиболее значимых «сам большой». С другой стороны наиболее значимых людей - драматичная борьба Верещагина за получим если попробуем мировое признание - ярчайшая страница нет Более верный отечественной истории коммуникативных технологий в европейской прессе Конечно сфере искусства.

Александр Чернов
12-03-2009

Читайте также

Найди десять отличий

Что стоит ваш PR?

В чем меряют PR

Классификация документов в Public Relations

Сделай себе подарок. Роль клиента в создании корпоративного сайта

7 проблем PR

Приглашение к РаRтнерству

Управление корпоративной информацией. Современные коммуникативные технологии

Как дальше жить будем? Чуть-чуть философии, немного Чехова

Еще статьи по теме ...


Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код