Реклама не пахнет?

Красная нить рекламы парфюмерии - это поиски способа передать характер запаха рекламируемого парфюма, не задействуя назальные рецепторы читателя/зрителя, заставить «пахнуть» лист бумаги или экран телевизора. Все происходит на уровне ассоциаций. В голове, а не в носу. Психологически, а не физиологически


В данной статье будут представлены только образцы - из печатных источников. Но я проверила - эти же закономерности повторяются и в телевизионной рекламе.

В таблице ниже приведены ассоциативные приемы передачи характера запаха, которые систематически вырисовываются при анализе огромного количества образцов рекламы парфюмерии. Напротив каждого приема будет характерная черта, которую пытались передать с помощью вербальных и визуальных средств.

Прием

Характерная черта аромата

1. Ассоциативная связь с источником света

Легкий, светлый

2. Показ пары он+она

Теплый, страстный

3. Показ пары он+она с соседством образа воды

Страстно-свежий

4. Ассоциативная связь со стихией воздуха

Воздушный, легкий

5. Ассоциативная связь с приятностью тактильных ощущений

Теплый, интимный

6. Ассоциативная связь с городом

Резковатый, урбанистический

7. Соседство с цветами

Ярко выраженный цветочный, насыщенный

8. Ассоциативная связь с водой

Свежий

9.Ассоциативная связь с энергией движения

Энергичный, яркий

10. Семантика символа

В зависимости от символа

11. Ассоциативная связь с драгоценностями

Драгоценный, дорогой, насыщенный, плотный

12. Время суток и года

У каждого времени своя семантика

13. Ассоциативная связь с огнем

Теплый, даже горячий

14. Сексуальный посыл

Сексуальный

15. Описание  характера парфюма или целевой аудитории

В зависимости от характера

16. Национальный колорит

В зависимости от стереотипа сложившегося в отношении того или иного национального характера

17. Графическая размытость образа

Неопределенность, многоаспектность

18. Ассоциативная связь с образом какого-либо животного

В зависимости от животного

19. Ассоциативная связь с бабочкой

Летучий, неуловимый, нот при этом яркий

20. Ассоциативная связь с одеждой

Материальность, плотность

Я остановилась на двух типах примеров - вербальном и визуальном. В вербальных слова-маркеры характера аромата выделены курсивом. Сразу оговорюсь, что старалась избегать слишком фраз, таких как «Вы неповторимы» или «вы великолепны» или наоборот, слишком пространных, как, например, следующая: «Этот аромат представлен нотами желтой фрезии и холодными акцентами белого перца. В сердце аромата лежит иланг-иланг, дамасская слива и ароматная груша, которые гармонично соединены с ванильной орхидеей, чувственным уксусом и теплым сандаловым деревом». Меня интересовали образцы, где присутствовал «сухой остаток» смысла, приправленного яркой ассоциацией, поэтикой образа.  

1. Ассоциативная связь с источником света.

Флюиды света легки до нематериальности, неуловимости. Как аромат духов.

Примеры -  только визуальные (свет словами не передать).

2. Показ пары он+она.

Здесь возможно два варианта - дружба (теплый, доверительный запах) и любовь.Любовь у каждой пары пахнет по-своему. Но все согласятся, что страсть всегда узнаваема. По запаху в том числе.

Примеры -  визуальные (ведь лучше один раз увидеть!). Обратите внимание, насколько разная «температура» запаха любви и дружбы!



3. Показ пары он+она с соседством образа воды (горячность надо охладить).  

Примеры  - визуальные.

4. Ассоциативная связь со стихией воздуха.

Примеры вербальные:

  • Un peu d'air sur terre (слоган для мужского аромата от Lakoste)
  • Happy Spirit (имя для женского аромата от Chopard)

Если в вербальных приемах достаточно упомянуть слово, то вот как передать воздушную, легкую сущность аромата в образе? Изобретательность авторов не знает границ. Можно вывести целый перечень придуманных ими способов:

4.1. Изображение дуновения.

4.2. Изображение распыляющих устройств.

 

4.3. Изображение развевающихся по воздуху легких тканей и текстур.

 

4.4. Изображение зависших в воздухе героев без опоры под ногами.

 

4.5.  изображение птиц, летающих или улетевших предметов.


 

5. Ассоциативная связь с приятностью тактильных ощущений.

Нежное интимное касание приятно и тепло. Как аромат, который коснулся тихо и ненавязчиво, но очень доверительно. Примеры только визуальные, потому что касание нужно показать. Во втором и третьем образце хорошо просматривается еще связь с источником света.


 

6. Ассоциативная связь с городом. Город - мир энергичных, спешащих, движимых нехваткой времени. Город никогда не останавливается. Даже ночь  проходит под знаком «action». Урбанистические джунгли имеют свои законы. Их обитателя можно вычислить, в том числе по запаху. А если город не абстрактный, а совершенно конкретный и имеет свою сложившуюся ауру...

Вербальные приемы:

  • Неповторимые образы Нью -Йорка: «Ззнаменитая Пятая Авеню, Центральный Парк, модные рестораны Манхеттена и она - всегда элегантная и уверенная в себе. Стильный и роскошный аромат, созданный французским парфюмером» (текст для женского парфюма  Masaki от Masaki Matsushima)
  • «Блистательная парижская вечеринка... Горящие огни города уже давно манят прочь...» (зачин текста для женского аромата U by Ungaro от Avon).
  • «Теплый вечер в Париже... Изысканная вечеринка уже близка к финалу» (зачин для мужского аромата U by Ungaro от Avon).

Визуальные приемы:


 

7. Соседство с цветами. Цветы - естественные доноры ароматов. Все знают, как пахнет тот или иной цветок. И даже если присутствует только идея цветка (как в третьем и четвертом примере), то все равно передаваемый аромат становится цветочным.

Вербальный пример:

  • Rosy Sky (название парфюма от Peynet)

Визуальные примеры:



 

8. Ассоциативная связь с водой. Идею воды, как и воздуха, дизайнеры передают по-разному. Но всегда от нее веет упоительной свежестью и прохладой.

Вербальные примеры уже дают нам возможность увидеть способ донесения идеи воды - упоминание воды в состоянии льда.

  • «Вода в движении» (слоган для парфюма от Kenzo)
  • «Растапливая лед» (слоган для женского парфюма Ice Touch от Mexx)
  • «Раскалывая лед» (слоган для мужского парфюма Ice Touch от Mexx)

И визуальные приемы тоже красочно доносят идею воды через:

8.1. Изображение льда:

 

8.2. Изображение водоплавающих тварей (хвост крокодила в первом примере, дельфин во втором и моллюск в третьем) и водных технических устройств:



8.3. Просто изображение моря, бассейна - короче, воды:

 

9. Ассоциативная связь с энергией движения. Энергичные люди исповедуют активную жизненную позицию их нельзя долго видеть  в одном месте. Движение - их конек. Их аромат - яркий, как их жизнь.

Вербальные примеры:

  • Hugo Energise (название мужского парфюма от Hugo Boss)
  • «Грация. Очарование. Энергия»(женский аромат Urban Flowers Roma)

Визуальные примеры:


 

10. Семантика символа. Язык символов достаточно универсален, чтобы доносить информацию об аромате, зашифрованную в них, до большого количества людей одновременно. Сейчас в примерах покажем символы с указанием расшифровки. Примеры будут только визуальные, так как символы - это изображения.

10.1. Сердце - символ любви. Любовные ароматы:

 

10.2. Яблоко - символ соблазна. Соблазняющие ароматы:

10.3. Пальма - символ юга и тепла. Теплый аромат:

 

10.4. Пуля - символ войны. Поражающий наповал аромат:

 

11. Ассоциативная связь с драгоценностями. Драгоценность вносит в нашу жизнь эмоцию. Дорогую, плотную, материальную. Как ее аромат.

Вербальные приемы:

  • La Perla (имя для женского парфюма от Blue)
  • Noa Perle (имя для женского парфюма от Noa)

Визуальные приемы:


12. Время суток и года. Ночь таинственна. День ярок и насыщен. Утро дарит обещания. Вечер романтичен. Лето ярко и насыщенно эмоцией. Зима прохладна и дарит размеренность. Осень слегка ностальгична. Весной бурлит жизнь и все только начинается...

Вербальные приемы:

  • «Очарование ночи» (имя для женского прафюма от Hugo Boss).
  • «Магия начинается в полночь».
  • Summer White (имя для женского аромата от Avon)
  • «Благоухающее лето» (слоган для туалетной воды Pur Blanca Blush от Avon).

Визуальные приемы. Времена суток. В третьем и четвертом примерах видим и присутствие воды:


 

Визуальные приемы. Времена года:

 

13. Ассоциативная связь с огнем. Горячая опаляющая субстанция. Накал, сила эмоции. Аромат для сильных, страстных и смелых.  

Вербальные примеры:

  • «Чувственность. Теплота. Сияние» (женский аромат Trueglow от Avon).
  • «Чувственный. Огненный. Страстный» (женский аромат Passion Dance от Avon).
  • «Огненный танец» (название парфюма от Avon)

Визуальный пример:

 

14. Сексуальный посыл.

Вербальный прием:

«Сексуальный аромат в сексуальном флаконе. Взрыв женственности с притягательным эффектом» (текст для женского аромата Bond Girl 007 от Avon)

Визуальные приемы:


 

15. Описание  характера парфюма или целевой аудиторит. Здесь все зависит от выбранного характера. Этот характер носит и аромат.

Вербальные примеры:

  • «Неповторимые образы Нью-Йорка: знаменитая Пятая Авеню, Центральный Парк, модные рестораны Манхеттена и она - всегда элегантная и уверенная в себе. Стильный и роскошный аромат, созданный французским парфюмером» (текст для женского парфюма  Masaki от Masaki Matsushima) Этот текст мы уже видели в связи с городом. Но  и  характер здесь тоже прорисован.
  • «Чувственная, притягательная»  (характеристика женщины аромата Treselle от Avon).
  • «Новая чувственная парфюмерная вода» (характеристика аромата Very Irresistible  от Givenchy).
  • Be...kissable (имя для женского аромата от Avon)
  • «Сумасшедшие наряды, смешение красок и стилей - Ваше кредо? Порадуйте себя радостным беззаботным ароматом, таким, как туалетная вода Be...Sponteneous» (реклама женского аромата от Avon).
  • «Очень элегантный, очень веселый, очень Ваш...» (слоган для женского аромата Very Irresistible  от Givenchy).
  • Clinique Happy (имя для парфюма от Clinique).
  • «Соблазнительная» (характеристика женщины аромата Trueglow от Avon).
  • «Элегантная» (характеристика женщины аромата  Little Black Dress от Avon).
  • «Смелый»  (характеристика мужчины аромата Fullspeed от Avon).
  • «Энергичный» (характеристика мужчины аромата Essence от Avon).
  • «Страстный» (характеристика мужчины аромата Midnight от Avon).

Визуальные примеры - справочник харАктерных запахов.

15.1. Игривый:

15.2. Воинственный:

15.3. Томный:

15.4. Задорный, веселый:

15.5. Нежный, милый:

 

15.6. Печальный:

15.7. Влюбленный:

15.8. Дружелюбный:

 

15.9. Дьявольский:

16. Национальный колорит. Американки энергичны, парижанки романтичны, англичанки слегка чопорны, негритянки страстны... Это массовые стереотипы, конечно.Но ведь и реклама - массовая коммуникация.

Вербальные примеры:

  • «Токийская женщина загадочна и полна неожиданных контрастов. Верная традициям и открытая всему новому, она бережно хранит гармонию тайн востока и современных тенденций» (текст для женского аромата Urban Flowers).
  • «Блистательная парижская вечеринка... Горящие огни города уже давно манят прочь...» (зачин текста для женского аромата U by Ungaro от Avon) Французскость, легкость отношений известна всем.
  • «Теплый вечер в Париже... Изысканная вечеринка уже близка к финалу» (зачин для мужского аромата U by Ungaro от Avon).

Визуальные примеры:

17. Графическая размытость образа. Неопределенность, неоднозначность, отсутствие четких границ, наложение одно на другое, многоаспектность - вот характеристики аромата.

Визуальные примеры:


 

18. Ассоциативная связь с образом какого-либо животного. Для каждого животного - свой стереотипный набор признаков.

18. 1. Гипнотизирующий аромат, как взгляд змеи:

 

18.2. Хищный, опасный аромат, как большая кошка:

19. Ассоциативная связь с бабочкой. Бабочка тоже относится к миру фауны. Но ее вынесем отдельно. Она еще и легкая. И летает. И красивая, как цветок. Вот и получается, что и стихия воздуха, и идея цветка, и характер животного завязываются в нечто нераздельное. И аромат получается богатый и сложный.

Визуальные примеры:


20. Ассоциативная связь с одеждой. Все помнят, что отвечала Мерилин Монро на вопрос, что на ней надето ночью: «Несколько капель Шанель №5». Вот и в данном случае предлагается «надеть» на себя аромат весьма «материальный».

Визуальные примеры:

Вместо заключения

Часто, как вы уже видели по ходу размышлений, в одном рекламном обращении можно видеть несколько приемов ассоциативной передачи запаха. Думаю, что главное в данном случае - не использовать антонимичных по значению приемов - например, ассоциативная связь с огнем дает нам горячий, зажигательный в восприятии аромат. А ассоциативная связь с водой делает абсолютно противоположную работу - освежает и успокаивает аромат. Как они должны работать в паре? Если это происходит, приемы убивают друг друга, и аромат в передаче получается непонятный. Продает ли реклама, которая непонятна?

Давайте посмотрим несколько вариантов.

 

В данном случае мы видим:

  • сексуальный посыл,
  • ассоциативную связь с одеждой,
  • соседство с цветами (лепестки),
  • характер целевой аудитории.

В результате аромат имеем сексуальный, достаточно плотный и насыщенный.

В данном случае наблюдаем:

  • сексуальный посыл
  • ассоциативная связь с водой
  • ассоциативная связь с городом
  • характер целевой аудитории (решительная)

В результате смешения получился аромат активный, сексуальный, свежий.

И последний образец, в котором можно наблюдать:

  • размытость образа
  • он+она
  • ассоциативная связь с городом

В результате аромат - никакой. Неопределенный, однако,  при этом страстный и активно-городской.

 

Таким образом, мы увидели, как материализуется нематериальная субстанция аромата.

Ия Имшинецкая
15-02-2010

Читайте также

Чужие коммуникации в своем монастыре. Этнический опыт и восприятие чужой рекламы (1)

Мужская и женская реклама

Купить мужчин

Манипуляции и "зомбирование" в рекламе

Поиграем на нервах?

Психосемантика при разработке рекламных сообщений

Роль внимания в рекламе

Внимание! Дети!

Магия цветового воздействия

Масс-медиа: репрессивная система коммуникации. Ч.2

И у черта и у Бога на одном, видать, счету ...

Масс-медиа: репрессивная система коммуникации. Ч.1

Искусство управления внешностью

Цвет в рекламе сквозь глубину подсознания

Виртуальные образы в рекламе

Еще статьи по теме ...


Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код